Sunday, May 18, 2014

7 Власть и интеллигенция в сибирской провинции. Конец 1919 — 1925

«ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАБОТЕ СТУДЕНЧЕСТВА СИБИРСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ» 90, НАПРАВЛЕННАЯ В СИБОНО
[Декабрь] 1923 г. Общие и местные условия, в которых развивается наш молодой вуз, положили своеобразный отпечаток на об­лик всех студенческих организаций.
1. Возникновение Академии и ее деятельность в ре­волюционный период, в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи требовали от студенчества ши­рокого участия в ее строительстве.
2. Несколько изолированное от города положение школы и интернатская обстановка создали в студенческой сре­де атмосферу общественности и самодеятельности.
Эти исторические и бытовые обстоятельства вызва­ли к жизни еще в 1920 г. такие организации как Совет студенческих представителей (ССП) — объединявший и координировавший действия студенческих представителей в административно-хозяйственных] и учебных органах школы 91, Собес (содействовавший улучшению матери­ального быта студентов), пресловутый Комтруд (распре­делявший студенческую силу на все возможные хозяй­ственные работы) 92 и т.д. и др.
Для объединения передовой части студенчества в крепкое ядро (в то время студенчество по своему соци­альному составу и интересам представляло самую раз­нохарактерную массу) организуется при ближайшем участии коммунистического студенчества клуб «Земле­роб», который в марте 1921 г. переименован в «Красный студенческий клуб», затем в «Клуб революционного сту­денчества» и взял на себя руководство всеми сторонами студенческой жизни. Клуб поставил своей задачей — вос­питание самих себя и окружающей массы в духе при­нципов, выдвигаемых и проводимых властью Советов, содействие и организованное участие в создании новых
197
устоев для высшей школы, охрана ее от рутины и ака­демической реакции 93.
Для объединения всех членов клуба, работавших в различных органах Академии, в руководящий центр, в 1922 г. клубом снова был создан ССП, переименованный впоследствии Главпрофобром в Совет студенческих ор­ганизаций. В 1922 г. уже наметились некоторые сообра­жения в области реформы преподавания, а в 1923 г. (почти за год до распоряжения ГУСа) эти соображения опре­делились в знаменитых «Тезисах о школьно-академичес­кой работе», в основу которых была выдвинута строй­ная система научных дисциплин, назначение которых сводится к созданию законченного целостного специалиста; содержание каждой дисциплины рассматривалось как часть общего целого, а не как самодовлеющая единица.
В то время велась также большая культурно-просве­тительная работа: возникло несколько кружков, в мае 1922 г. вышел первый номер стенной газеты студенчества (первой в Омске), которая после трех лет существова­ния значительно окрепла и пользуется всеобщим вни­манием.
Таким образом, еще до организации в Сибакадемии профсекции, существовали организации, являвшиеся прообразом будущих профорганов; ими велась идентичная с профорганами работа, сплотившая активное студенчество в клубе.
Благодаря этому обстоятельству новые формы объ­единения — профорганизации пролетарского студенчества не оказались неожиданными, а наоборот являлись необ­ходимым следствием всего предшествующего процесса работы «революционного» (как мы тогда назывались) студенчества.
РАБОТА СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОФОРГАНИЗАЦИЙ.
1. В двадцатых числах марта 1923 г. в течении двух-трех дней под руководством ГСНС бывшие студенчес­кие организации реформированы. Двести (50% от обще­го числа) студентов, состоявших членами профсоюзов, положили начало существованию целостным, с вполне оп-198
ределенными задачами студенческим профсоюзным] организациям.
2. Профессиональные студенческие организации в силу наличия БОЛЬШОГО ОПЫТА В ПРОШЛОМ а своего вуза в области общественной работы студенчества сразу же приняли стройную, законченную форму и оказались активными в первые же дни своего существования.
3. Весенний и летний период работы (1923 г.), как все знают, отметился требованием реформы высшей школы, преподнесенным Главпрофобром 94.
Студенческие организации, имея от прошлой работы хороший материал по реформе — в виде тезисов, отдель­ных постановлений и докладов — переработали все, от­шлифовали и дали руководящий наказ (в виде тезисов) всем своим академическим работникам в предметных ко­миссиях, факультетских комитетах и академических сек­циях.
Сущность тезисов такова:
1. Сибакадемия готовит специалистов, обладающих научными методами в своей практической работе в об­ласти с[ельского] хозяйства, в частности, общественни­ков-организаторов в этой области с целью наиболее ра­ционального использования природных богатств Сибири:
2. Построение учебного плана ведется в строгой сис­теме, имея задачей дать соответствующие знания буду­щему специалисту Зап[адной] Сибири, искореняя сущес­твующую многопредметность в количественном и качественном отношении.
3. Считать лекционный порядок в' данный момент не удовлетворительным, призна[ть] более рациональным стройный метод преподавания и усвоения курсов путем практикумов, семинарий, кружковой работы и проч.
4. От лектора необходимо отрешение от субъективного взгляда на данную науку, строгое подчинение объема предмета, тех или иных отделов его в зависимости от выполнения поставленной основной цели Академии.
а Выделено строчными буквами в тексте документа.
199
5. Подтверждение необходимости проведения рефор­мы вуза Главпрофобром весной 1923 г. встретило сопро­тивление профессорско-преподавательского состава, которое наглядно выразилось в выступлениях на устра­иваемых дискуссиях; говорили, что это не ново, давно известно или придирались к отдельным ошибкам. Сту­денчеству пришлось противопоставить свои решения и активно выступить в проводимых диспутах о целях и задачах факультетов Академии, через стенную и живую газету, оказыва[я] идейное влияние и давление на ина­комыслящих и т.д.
6. После ряда общих дискуссий центр внимания проф­организаций (в частности факультетских комитетов) был перенесен на рассмотрение и увязку программ и состав­ление учебных планов факультетов, руководствуясь те­зисами реформы. Было потрачено колоссальное время, все работали с каким-то особенным подъемом, по целым дням. Результат оказался хорошим — посланные в Глав-профобр учебные планы по лесфаку и земфаку пришли без изменения.
Проделанная работа не только дала положительные результаты, но опередила другие омские, а может быть, и сибирские вузы, что констатировано неоднократно в общегородских студенческих организациях и конферен­циях.
7. Другим основным моментом в жизни молодых профсоюзных] студ[енческих] организаций является переход их к массовой работе вне стен Академии, впер­вые отчетливо и практически поставив вопрос о связи с производством профорганизаций, а вместе с тем всего студенчества и вуза в целом.
Проводится живая и интенсивная работа среди рабо­чих загородного района, совместные собрания, устрой­ство живых газет, иногда специальных номеров для ра­бочих, участие в кампаниях, проводимых профсоюзами (в частности, участие 12 человек студентов в двухнедель­нике обследования совхозов губотдела Рабземлеса) и т.д. Студентам, разъезжающимся на лето в отпуска, коман­
200
дировки и проч., были даны специальные задания по работе среди населения: устройство докладов, участие в рабо­те местных культорганизаций и проч.
Летом 1923 г. студентами, членами профсекции Раб-землеса, членами агроном[ического] кружка была устроена первая в Сибири передвижная с.х.выставка, обслужив­шая больше двух тысяч крестьян в пяти волостях Тю-калинского уезда и вызвавшая колоссальный интерес как среди населения, так и среди земорганов, как одна из удачных мер агропропаганды.
8. О хозяйственной работе будет в общих чертах ска­зано ниже. Указанная работа свидетельствует о росте студенческих организаций как в количественном, так и в качественном отношении; это дает возможность пред­полагать постоянное развитие, расширение масштаба работ и совершенствование организаций пролетарского студен­чества Сибакадемии.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Как и прежде, руководство основной работой студен­чества сосредоточено в профорганах.
Из 640 студентов Сибакадемии в профсекции числится 452 члена (т.е. больше 70%).
Основным руководящим органом является исполни­тельное бюро профсекции пролетарского студенчества, работа которого дифференцирована по 4 секциям.
1. Организационная секция занимается увязкой работы различных организаций, объединений и кружков, уче­том и распределением общественной работы среди чле­нов и т.д. Основная задача — равномерное распределе­ние общественной работы между всеми членами (по индивидуальным склонностям и способностям) успешно разрешается, и в настоящее время мы наблюдаем более или менее планомерное распределение общественной работы и целесообразное использование имеющихся в нашем распоряжении сил, а бальная оценка произведенной работы позволяет усовершенствовать это дело и подтя­нуть пассивных членов.
201
2. Экономическая секция имеет очень сложное хозяй­ство, что объясняется изолированностью загородной части Сибакадемии от города, и ведет операции по своим раз­мерам не сравнимые к секциям других вуз[ов].
Экономическая секция ведет работу столовой (на 250 человек), пекарни, двух мастерских (сапожной и портняж­ной), студенческой лавки, фонда взаимопомощи, влияет на работу подотдела обслуживания] учащихся, через представителя участвует в работе студен[ческих] комиссий и проч.
3. Академическая секция будирует вопросы реформы школы: ведется переработка учебных планов, программ, борьба за введение улучшенных способов преподавания и проч.
4. На долю культсекции выпала задача руководить работой 9 кружков (из них 5 научно-технических), дву­мя газетами, красным уголком и частично рабоче-сту-денческим клубом «Землероб» с его 7 ликвидационными пунктами, 5 избами-читальнями, 4 кружками, в которых работают преимущественно студенты. Работа по связи с производством, начатая в прошлом году, постоянно раз­вивается: связь с учреждениями крепнет, студентами (при материальной поддержке учреждения) проводятся с.х.курсы, подготовляются для лета передвижные выстав­ки, взято шефство над тремя деревнями, выступления в рабочих клубах города стало бытовым явлением и т.д. Особенно сильно проявил себя в этом отношении агро­номический кружок Сибакадемии.
Очень трудно в коротком письме (да к тому же на­бросанном наспех) в достаточной степени обрисовать работу студенчества, поэтому сказанное дает только самое приблизительное представление о положении дела.
В заключение надо остановится на ошибках и шеро­ховатостях нашей работы.
Недостатками в работе являются: 1) слабо поставленный общий точный учет всей работы многочисленных орга­низаций студенчества, 2) недостаток информации цен­тральных и даже местных органов о нашей работе, бла­
202
годаря чему о ней может составиться неверное представ­ление, 3) часто общественная работа бывает во вред «ака­демизму» (т.е. учебной работе), благодаря чему актив­ные общественные работники не в силах выполнить учебный минимум, 4) задача обеспечить студента необ­ходимыми материальными условиями в пределах госсти­пендии практически оказалась неразрешимой.
Бюджет большинства студенчества (госстипендиатов):
Хлеб 1 и 1/2 п..................... 4 р. 80 к.
Обед (10 к. на 30)..................        3 р.
Коммунальные] услуги ..............       80 к.
[Всего] 8 р. 60 к.
Дефицит 60 к., не считая расходов на элементарные гигиенические нужды и проч. жилищные условия так­же плохи: интернаты загружены до крайности (на од­ного человека приходится всего 1,5 куб. [саж.] и даже меньше).
Кроме последнего вопроса, в большой мере зависящего от объективных обстоятельств, указанные недостатки искореняются. Отдельные мелкие пробелы в работе, как и отдельные достижения, здесь не отмечаются, т.к. они не изменяют общей картины деятельности студенческих организаций.
Председатель исполбюро «...»6
ГАНО, ф. 1053, on. 1, д. 287, л. 156 - 158 об. Ма­шинописный подлинник. Внизу на л. 156 (в под­строчнике) — примечание машинописью: «В на­стоящем крайне схематическом очерке нельзя даже перечислить работу студенчества, поэтому здесь, по необходимости, отмечены только основ­ные моменты развития работы студенческих организаций». Справка датируется по матери­алам, находящимся в данном деле.
6 Подпись-автограф неразборчива.
203
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ТРЕТЬЕГО СИБИРСКОГО РЕКТОРСКОГО СОВЕЩАНИЯ 95
30 декабря 1923 г. РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ДОКЛАДУ УПОЛНАРКОМПРОСА ПО СИБИРИ ТОВ. ЧУДИНОВА «ИТОГИ РАБОТ ИСТЕКШЕГО ГОДА».
1. Признать, что итоги работы в области материаль­ного обеспечения высшей школы дают основание конста­тировать, что высшая школа в Сибири, несмотря на су­щественные достижения в деле укрепления материальной базы по сравнению с последними годами, все еще нахо­дится в очень тяжелом состоянии, и достигнутые в этом отношении результаты надлежит пока расценивать, как крайне скромные.
Ректорское совещание считает необходимым отметить особое внимание Сибревкома к нуждам высшей школы и ту значительную материальную помощь, которая была оказана Сибревкомом высшим учебным заведениям Си­бири, дающую им возможность сделать самый неотлож­ный ремонт и произвести своевременно частичную за­готовку топлива, без чего нарушилась бы нормальная жизнь вузов 96.
2. Для сохранения имеющихся в Сибири научных сил и привлечения новых извне, признать необходимым со­здание условий, которые, кроме улучшения материаль­ного положения научных работников, обеспечили бы для них возможность продуктивной научной работы.
В этих целях ректорское совещание считает необхо­димым:
а) Восстановить существовавшие ранее материальные привилегии сибирской службы, а потому просить Сиб-"наробраз ходатайствовать перед Сибревкомом о содей­ствии в разрешении этого вопроса для ВУЗ Сибири в Совнаркоме и о поддержке ранее возбужденного пред­ставителями Сиб[ирского] ректорского совещания хода­тайства о следующих привилегиях сибирской службы 97:
1) удвоенные оклады по сравнению с центральными вузами;
204
2) три 20%[-х] надбавки к основному содержанию по истечении каждых пяти лет службы в сибирском вуз[ах];
3) выдача подъемных и прогонных денег для приез­жающих в Сибирь и уезжающих из нее, причем для последних — по истечении пятилетней службы;
4) удвоенные сроки отпусков;
5) периодические научные командировки в Европей­скую Россию и за границу с выдачей командировочных пособий;
6) Признать необходимым также достаточное снабжение лабораторий, кабинетов и клиник и отпуск достаточных кредитов на библиотеки, с обращением особого внима­ния на дооборудование новых вуз[ов].
3. Признать существующую сеть вуз[ов] Сибири от­вечающей ее потребностям, вследствие чего:
а) Высказаться за необходимость сохранения уже развившегося и окрепшего Омского медицинского инсти­тута.
Ввиду того, что местные средства, на которые сущес­твует названный Институт, поступают крайне нерегулярно и в ограниченном размере, что неблагоприятно отража­ется на его правильном функционировании — совеща­ние считает необходимым просить центр о принятии его на государственное снабжение.
б) Принимая во внимание огромную нужду в сведу­щих экономистах, администраторах, юрист[ах] и востоковед[ах], которую испытывала в течение многих десятилетий и продолжает испытывать сейчас Сибирь, ректорское совещание, придавая очень важное значение надлежащей постановке в Сибири социально-экономичес­кого образования, считает необходимым просить Сибна-робраз и Главпрофобр об оказании всемерной поддерж­ки и принятии необходимых мер к укреплению единственного в Сибири факультета общественных наук в Иркутске, имеющего, ввиду его географического пол­ожения, большое государственное значение.
Вместе с тем, ректорское совещание высказывает пожелание, чтобы Сибнаробраз поставил себе в качест­
205
ве одной из задач выяснение возможности открытия, наряду с Иркутским ФОН, второго ФОНа в г. Томске, т.к. одного факультета общественных наук для обслужива­ния Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока недостаточно.
в) Признавая, что при настоящих условиях возможен параллелизм в подготовке подготовленных специалистов при аналогичных функциональных задачах некоторых факультетов Томского технологического института и отделений физмата Томского университета, поручить Томскому государственному университету совместно с Технологическим институтом пересмотреть вопрос об отделениях Томского физмата в целях устранения это­го параллелизма.
4. В целях проведения с надлежащей последователь­ностью и полнотой утвержденной ГУСом учебной части, считать необходимым:
а) Усилить контроль за постановкой учебной части вузов, выработав для него необходимые формы;
б) придавая весьма важное значение предметным комиссиям в современной конструкции высшей школы, обратить серьезное внимание на усиление и развитие их правильной работы;
в) признавая пополнение состава научных работников из контингента лиц, наиболее подготовленных и талан­тливых весьма важным фактором в деле развития вы­сшей школы, считать необходимым в материалах об их избрании давать их исчерпывающую характеристику.
5. Признавая материальное положение студенчества в условиях сибирской жизни крайне тяжелым и полагая, что оно крайне затрудняет и даже лишает возможности необеспеченное пролетарское студенчество получить образование в вузах, грозя тем самым нарушить прово­димый принцип классового приема, ректорское совеща­ние считает необходимым:
а) увеличение числа государственных стипендий с доведением размера их до 10-ти рублей, т.е. до размера стипендий центральных вуз[ов] и фабрично-заводских районов;
206
б) регулярное получение кредитов на содержание студенческих общежитий и ассигнований на их расши­рение;
в) привлечение к активной помощи студенчеству раз­личных хозяйственных организаций профсоюзов.
6. Принимая во внимание, что указанное тяжелое материальное положение студенчества, при малом раз­мере получаемых им стипендий, является совершенно безвыходным в деле обеспечения его медицинской по­мощью, просить Сибнаробраз возбудить вопрос перед Главпрофобром об ассигновании кредитов на социальное страхование студентов-стипендиатов.
Председатель Совещания Д.Чудинов
Секретарь Совещания И.Самодаров
С подлинным верно: Секретарь Сибнаробраза.
ГАНО, ф.1053, оп.1, д.672, л.50—54. Машинописный экземпляр. Подпись заверяющего лица отсутству­ет. Опущен текст следующих резолюций: «О рабочих факультетах Сибири», «Прием в сибир­ские вузы и рабфаки в 1924/25 уч.г.», «О летней практике студентов вузов Сибири», «О выпуск­ных испытаниях студентов вузов», «О ремонт­ной комиссии», «О топливных кредитах».
СТЕНОГРАММА ДОКЛАДА Г.И.ЧЕРЕМНЫХ «О ПЕРЕХОДЕ НА ТВЕРДЫЕ ШТАТЫ».
Мой доклад 98 по существу будет о твердых штатах. Немного неправильное наименование. Лучше сказать, о переходах школы на штаты, а какие они будут, твердые или мягкие, мы сказать пока не можем. Когда мы гово­рим о штатах, мы разумеем, что все высшие учебные заведения будут построены по определенным штатам. Здесь я должен высказать некоторое сожаление по по­воду того материала, на основании которого можно было бы делать доклад. Его-то у меня и не было в достаточ­ном количестве. Места полных, исчерпывающих сведе­ний нам совершенно не дали.
207
Твердые штаты в высшей школы необходимы, но чтобы была проведена в этом отношении та или иная реформа надо, чтобы она опиралась на определенную базу, если позволят наши материальные ресурсы. Так что прежде всего мы должны учесть именно эту материальную базу. Будем говорить, что мы можем и должны сделать, что­бы провести эту реформу. Первая задача — обеспечить материально активных работников, так, сказать, носи­телей этой реформы. От нас не секрет, что значитель­ная часть педагогического персонала у нас распылилась. Наблюдается явление, что одни и те же профессора чи­тают лекции в разных заведениях, так что научная ра­бота у нас[не] концентрирована. При переходе на твер­дые штаты эту научную силу мы сумеем сконцентрировать. Будем так обеспечивать педагогический состав, чтобы он был привязан к своему определенному учебному заве­дению и чтобы все его интересы в материальном отно­шении сосредоточивались внутри этого заведения, а не шли бы они за заработком одновременно и в другие школы. Этот переход на твердые штаты имеет большое практи­ческое значение и является основным моментом вообще реформы нашей высшей школы. Вот в этой плоскости мы и рассмотрим постепенный переход высшей школы Си­бири на твердые штаты. Для этого учтем наши матери­альные ресурсы. Но надо сказать, что мы до сих пор не знаем про некоторые учебные заведения, чем, как и в каком количестве они питаются: или на госсредства, или на средства Сибревкома, или шефством и т.д. Все эти сведения недостаточно выявлены. Это объясняется тем, что мы не были организованы: мы брали все, что могли, распределяли в порядке текущих расходов. Эти расхо­ды самые не экономические. И мы должны подсчитать те ресурсы, которыми располагает в данный момент данный вуз. Точных сведений нет, поэтому подойду к этому вопросу методом косвенного доказательства. Возьму све­дения до октября месяца т.г. По нашим данным во всех учебных заведениях Сибири насчитывалось 149 про­фессоров, 277 преподавателей и 150 научных сотрудни­
208
ков. Теперь посмотрим, что в настоящее время опреде­ленно ассигнуется для этих работников. Из государствен­ных средств мы получаем 42 тыс. рублей в месяц для всех высших заведений. В год, следовательно, 504 тыс. руб­лей. Дотация Сибревкома выражается в среднем 250 руб. в год. Если принять во внимание оплату натурой (казенные квартиры с отоплением, освещением, водоснабжением), то она составит сумму в 54 тыс. рублей. Итого для опла­ты работников вузов имеем в год 788 тыс. руб.
При переходе на штаты, профессор, как высший ква­лифицированный работник, должен получать в месяц 150 рублей, преподаватель —100 руб. и, наконец, научный сотрудник, как только что вступающий в эту работу — 50 руб. По такой раскладке общий фонд на оплату пе­дагогического состава потребуется в 820 тыс. руб. В на­личии мы имеем 770 тыс. руб. Недостает, следователь­но, 50 тыс. руб. Кроме того, я еще не упомянул про технический аппарат, который тоже немало средств тре­бует на его содержание.
На основании исчислений прошлых лет можно сказать, что содержание его составляет 10 — 12% содержания педагогического состава. Я беру, на всякий случай, для настоящего времени 20%. Этот вопрос следует просмот­реть и конкретно его проработать на нашем совещании.
Где достать средства для покрытия этого дефицита? Как подойти к осуществлению этой реформы? Можно ли рассчитывать на госсредства? Нельзя. Государственные ассигнования на каждый сибирский вуз в среднем зна­чительно меньше, нежели в европейской России. Там они выражаются за месяц для одного вуз в 7 тыс. рублей, а у нас в 4 1/2 тыс. рублей. Больше мы не получим. От Сибревкома большей дотации мы ожидать не можем. Она твердо установлена на целый год.
Встает вопрос о специальных средствах. Прежде эти средства играли громадную роль, теперь они сведены до нуля. А мы можем кое-чего добиться в этой области. Напр[имер], прежде были доходы от Бактериологичес­ких институтов, были у учебных заведений свои заводы
209
(газовый). Большой доход был от клиник. Теперь этого нет. Вопрос о спецсредствах нужно поставить на нашем совещании. Мы знаем, что Иркутская аптека содержит фармацевтическую школу, следовательно, различные предприятия могут давать большие средства.
Таким образом, при переходе на твердые штаты нам и необходимо пересмотреть и подвести учет всем госсред­ствам, отпускаемым на школу, и всем специальным сред­ствам. Надо нам перейти на строгие местные ассигнова­ния. В данный момент госсредства отпускаются, может быть в недостаточно справедливой степени. Один уни­верситет получает больше другого.
При переходе на твердые штаты мы должны выхо­дить из наличия у нас профессорского состава. У нас его мало. Россия его нам не даст. Наоборот, они уплывают от нас...
Пока нет штатов, мы видим сильную перегруженность профессорского состава. Профессор, чтобы обеспечить себя в материальном отношении, читает лекции во многих учебных заведениях. Когда будут введены твердые штаты, профессор должен быть хорошо обеспечен и такой пе­регрузки его работой не будет. Через это мы подойдем к функциональному сжатию, и параллелизм будет изжит. Может быть, при этом необходимо некоторые отделения сократить.
Затем вопрос о наших учебных заведениях. Необхо­дима лабораторная проработка вопросов. Но чем мы снаб­жены? Этот вопрос в достаточной степени не выявлен. Необходимо, чтобы наша работа строго увязалась с про­пускной способностью учебных заведений. При перехо­де на штаты возможно сокращение приема. Мы прини­маем много, но со всеми не справляемся и так или иначе студент, не справившись с наукой, покидает школу. Боль­шинство студентов не в состоянии проработать всего материала, так что сокращение приема провести необ­ходимо. Может быть, это будет в ущерб производитель­ности. Здесь вопрос стоит так: надо увязываться с пот­ребностью. И часто учреждения выпускают больше, чем 210
требуется по запросу Госплана. И многие выпущенные студенты остаются без работы.
Таким образом, мы должны подойти к уплотнению. Нагрузка работой распределена неравномерно. Один загружен работой сверху донизу, другой — имеет воз­можность работать на стороне, на различных построй­ках американских домов и т.д.
Вот те предположительные меры, которые могут обес­печить переход высшей школы на твердые штаты. Как мы мыслим эти твердые штаты? Каждому научному работнику будет дана соответствующая должности ра­бота и материальное обеспечение. Совместительство до­пустимо только в исключительных случаях. Относительно административного персонала. Он будет получать опла­ту по особым административным ставкам.
В заключение полагаю, что вопрос должен быть про­работан хотя бы в основных чертах на комиссии из учас­тников совещания.
Председатель совещания Д.Чудинов9'.
Секретарь совещания И.Самодаров.
ГАНО, ф.1053, оп.1, д.672, л.20 — 22. Машинопис­ный экземпляр. Автографы подписей отсутству­ют. Опущены прения по докладу Д.Чудинова, тезисы доклада А.Ансона и др.
ХОДАТАЙСТВО СИБРЕВКОМА В НАРКОМАТ
СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ПЕНСИИ СЕМЬЕ ГОРНОГО ИНЖЕНЕРА ЧЕСНОКОВА 100
2 января 1924 г.
Наркомсобес.
В Комиссию по назначению персональных пенсий.
В последних числах сентября 1923 г. шайкой банди­тов Соловьева был ранен и захвачен горный инженер Чесноков, возвращавшийся из служебной командиров­ки из Салаирского золотопромышленного района Енисей­ской губернии.
211
Чесноков до конца оставался верным служебному долгу и не выдал требуемых бандитами служебных сведений, за что и был добит последними.
Признавая смерть Чеснокова гражданской доблестью а советского работника и учитывая моральное значение ее в рядах совработников Сибири, Сибревком в заседании 22 декабря 1923 г. постановил возбудить перед Комис­сией ходатайство о назначении семье убитого Чесноко­ва — вдове и двум малолетним детям пенсии в порядке декрета СНК от 16.02.23 г. 101 Председатель Сибирского
революционного комитета Лашевич
Управляющий делами Сибревкома Тростников
ГАНО, ф.1, оп.1, д.1279, л.188. Машинописный эк­земпляр (отпуск). В левом верхнем углу листа — рукописные пометы: 1)«Исх.62. 2/-24 г.» 2)«К/д Послать требуемые данные. 14/111-24 г.«(подпись неразборчива).
ЗАЯВКА ПРАВЛЕНИЯ СИБИРСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В СИБТРУД В КОМИССИЮ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПЕЦФОНДОВ НА УТВЕРЖДЕНИЕ РАЗМЕРОВ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ОКЛАДОВ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ТРАНСПОРТЕ
26 февраля 1924 г. В Комиссию при Сибтруде по определению фондов специалистов (персональных окладов). ИСЧИСЛЕНИЕ ФОНДА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЖЕЛ­ЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА СИБИРИ НА
ФЕВРАЛЬ МЕСЯЦ. Оплата специалистов на железнодорожном транспорте, .как и вообще вся оплата транспортников, ежемесячно устанавливается НКПС по согласованию с ЦК Союза железнодорожников.
Исправлено: было напечатано «образцом гражданской доблести советского работника».
212
Специалисты транспорта оплачиваются по тарифной 24-разрядной сетке с соотношением 1:8 и персональны­ми окладами сверх этого.
Правом на получение этих добавочных к основному содержанию по сетке окладов пользуются лица, отвеча­ющие определенным признакам (самостоятельность уп­равления, стаж и т.п.) и тарифицируемые не ниже 18 разряда 24-разрядной сетки (что соответствует 14 раз­ряду 17-разрядной [сетки]), причем для каждого разря­да установлен максимум добавки (персональной), выше которой платить не разрешается, а именно:
на февр[аль] *
разряда _ т ^ 8 ставок  1 разряда, т.е 48 р.
для
18
19 20 21 22 23 24
выше
11 13 15 16 18 19
66 р. 78 р. 90 р. 96 р. 108 р. 114 р.
Имея средние цифры числа человек по каждому из указанных разрядов, получим необходимый добавочный к основному окладу фонд специалистов.
Число спецов (среднее) на всем транспорте Сибири, исключая Правление, т.е. на линии: [разряд]

18 — 90   чел.  
19 — 112    «  
20 — 122    «  
21 — 53     «  
22 — 24  
23 — 3  
24 — 0
* Слова «на февр[аль]» вписаны от руки, также как и весь столбец цифр под ними.
213
Умножая эти цифры на вышеуказанный максимум, по­лучаем фонд специалистов на линии в ставках 1 разря­да — 5000
Что при ставке 1 разряда на февраль месяц для же­лезнодорожного] транспорта Сибири — 6 руб.черв[онных]. Имеем — ЗО.000 р.ч.
Для Правления Сибирских жел[езных] дорог: Число спецов в феврале 18 разр[яд] —    40 чел.
19 «     —     33  «
20 «     —     30   «
21 «    —     12  «
22 «     —     12  «
23 «    —    б     «
24 «    —    2
Что при перемножении в ставках 1 разр[яда] дает — 1590 р. или в рублях — 9.540 р.
Итого весь фонд специалистов по железнодорожному] транспорту — 39.540.
Отпущено же Центром — 45.709 р.
Остаток фонда в размере — 6.169 р. будет израсхо­дован на улучшение оплаты младших служащих.
Весь фонд зарплаты на Сиб[ирской] жел[елезной] дор[о-ге] на февраль месяц отпущен в размере — 1.274.483 р.
Исключая отсюда исчисленный выше фонд специалис­тов —39.540, имеем основной фонд — 1.234.943 р.
Отсюда процентное отношение фонда спецов к основ­ному имеем: 39.6540 : 1.234.943 = 3,2%
Проект распределения персонального фонда между спецами Правления намечен:
Уполнаркомпуть и председатель правления — 162 р. (всего в месяц с основн[ым] оклад[ом]);
его заместителю — 162 р.; членам правления — 153 р.;
н[ачальни]кам дорог — 150 р. и так далее по соответ­ствующим разрядам.
214
Вышеозначенное представляется комиссии на утвер­ждение т.
[За] Уполнаркомпути и председатель правления [Сибирских
железных дорог] Кудрявцев 103
Начальник части труда и быта Мошкович
ГАНО, ф.918, оп.1, д.449, л.49—50. Машинописный подлинник. Подписи-автографы. На л.49 — угло­вой штамп Правления Сибирских ж.д. с датой «26 февраля 1924 г.» В левом верхнем углу (л.49) —ру­кописная помета: «В Сибпромбюро ВСНХ т.Муншак. Секретарь» (подпись неразборчива). 28/11-24 г.» Имеется заверенная копия докумен­та (ГАНО, ф.512, оп.1, д.517, л.29—30).
ЦИРКУЛЯР СИББЮРО ЦК РКП(Б) ОБ УЧАСТИИ КОММУНИСТОВ В КОМПЛЕКТОВАНИИ НАУЧНЫХ КАДРОВ СИБИРИ
19 марта 1924 г. Всем губкомам РКП(б)
Циркуляром ЦК нашей партии 104 от 25.05.1923 г. за № 8 в целях создания нового преподавательского кадра вузов, могущего осуществлять на деле полную реорга­низацию высшей школы согласно духу и потребностям Советской Республики, было предложив тем губкомам, где есть вузы, принять энергичное участие в замещении свободных и имеющих освободиться вакансий научных сотрудников вуз.
Однако, по имеющимся сведениям, эти комиссии не везде относятся с должным вниманием к поставленной перед ними задаче.
Запросы Уполглавпрофобра по Сибири часто остаются без ответа или же подолгу залеживаются. Последнее обстоятельство крайне неблагоприятно отражается на всей кампании по укомплектованию научными силами вуз Сибири. Поэтому с получением рего Сиббюро ЦК РКП предлагает:
215
а) там, где эти комиссии еще не созданы — организо­вать немедленно;
б) войти в тесную связь с Упоглавпрофобром по Си­бири, отвечая своевременно на все его запросы.
Секретарь Сиббюро ЦК РКП Кассиор •105
Заведующий агитпропом Сиббюро
ЦК РКП Пинсон 106
С подлинным верно: управделами Сиббюро ЦК РКП
ГАНО, ф.2-П, on.2, д.8, л.Зб—Збоб. Машинописный экземпляр. Подпись заверяющего лица отсутству­ет. На л.36 — рукописные пометы: 1) в левом верхнем углу — «Отпуск»; 2) в правом верхнем углу — «Циркуляр. 19/HI-24 г.»
ОБРАЩЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СИБПРОМБЮРО ВСНХ В КОМЯЧЕЙКУ СИБПРОМБЮРО О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОМПРОМЕТИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ НА СПЕЦИАЛИСТОВ В СВЯЗИ С ПРЕДСТОЯЩИМ СОКРАЩЕНИЕМ ШТАТОВ
23 апреля 1924 г. СЕКРЕТНО. В ячейку Сибпромбюро ВСНХ. Ввиду предстоящей перегруппировки и сокращения штатов аппарата Сибпромбюро, в частности Горного от­дела, просьба представить имеющиеся материалы, отри­цательно характеризующие того или иного сотрудника, предсибпромбюро т.Тамарину 107. Председатель Сибпромбюро
ВСНХ Тамарин
Делопроизводитель Тюрина
ГАНО, ф.918, оп.З, д.6, л.ЗО. Машинописный экзем­пляр. Автографы подписей отсутствуют. Дата «23/IV» написана от руки.
а Так в документе. Правильно — Косиор.
216
ИЗ ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЯ 6-ГО СЪЕЗДА ЗАВЕДУЮЩИХ УЕЗДНЫМИ ОТДЕЛАМИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОНИКОЛАЕВСКОЙ ГУБЕРНИИ
28 мая 1924 г. I. Стенограмма доклада тов.Никулина «О переподго­товке работников просвещения в Н[ово]-Николаевской губернии».
Опыт переподготовки работников просвещения на прошлый год недостаточно учтен. Работа в этой области в губернии за истекший год вылилась в следующей форме: а) курсы педагогической самодеятельности в г. Щово]-Николаевск[е], Камне и Каинске, б) курсы педагогичес­кой самодеятельности для ознакомления массовых ра­ботников с достижениями курсов и методами работы (Черепаново, Каргат), в) самокурсы районные (Каргат), г) уездные конференции школьных работником и работ­ников дошкольных учреждений (Каинск, Камень), д) рай­онные и волостные съезды (повсеместно), е) постоянная работа в спец. организациях (секции в Камне и в Чере­панове), ж) городские конференции (Н[ово]-Николаевск, Камень) з) кружковая работа (Каргат, Н[ово]-Николаевск).
Содержание занятий на курсах составляла разработка и применение в школе комплексной системы. Методом работ на курсах был по преимуществу метод семинарс­кой проработки вопросов, связанных с осуществлением комплексной системы.
В работе съездов и конференций, главным образом прорабатывались вопросы научно-педагогические и ме­тодические, иногда профессиональные и политпросвеще­ния. Преобладающим методом в этой работе являлся метод докладов, выполняемых по заданиям общих собраний.
Годичный опыт работы по переподготовке заставля­ет сделать следующие выводы:
1. Несмотря на обсуждение общего плана работ по переподготовке совместно с завуоно и на рассылку 1-го и 2-го методических писем, работа протекала недоста­точно планомерно и единообразно.
217
2. На местах не было выработано четких планов (рас­писаний) съездов и конференций, и в большинстве слу­чаев они созывались] не периодически, а случайно.
3. На местах не велся систематический и постоянный учет всех работ по переподготовке и не было руководя­щих этим делом ячеек.
4. Чувствовался отрыв от губернского руководящего центра, и материалов в губсоцвос не отовсюду поступа­ли исправно.
Дело переподготовки работников просвещения явля­ется делом государственной важности, а поэтому оно должно проходить повсеместно в строгом плано[вом] порядке. Основной задачей переподготовки является общественно-политическая, педагогическая и общеобра­зовательная переподготовка, в целях подтягивания работников] просвещения к производству к партии и в целях выработки из учителя работника, который может содействовать смычке города с деревней...
Этими двумя положениями определяется форма и содержание работы по переподготовке.
Основными формами переподготовки в условиях на­шей местности в согласии с постановлениями Всероссий­ской конференции по переподготовке нужно признать:
а) губернские, уездные и районные курсы, построен­ные по принципам, принятым на Всероссийской конфе­ренции, но с различными планами (для уездных курсов планы разосланы). Для районных курсов план таков:
1. Хозяйство нашего края............................................6 часов
2. Текущий момент .......................................................... 6 часов
3. Сельскохозяйственное производство ........... 15 часов
4. Кустарное производство ....................................... 10 часов
5. Очередные задачи школы .................................... 2 часа
6. Программы ГУСа .......................................................
7. Проработка примерных шк[ольных] комплексов...................................................................... 30 часов
8. Организация педагогической] работы........
9. Политпросветработа ............................................... 8 часов
[Всего] ........................................................................ 77 часов
218
б) Районные конференции— ежемесячно 2-х дневные со включением в повестку вопросов политического про­свещения и педагогических. Работа распределяется в порядке заданий.
в) Кружковая работа, где она осуществима (в горо­дах и местности со сплошной сетью учреждений).
г) Укрепление опорных пунктов и развитие сети их.
д) Ежегодные педагогические выставки отчетно-учет­ного характера.
е) Организация библиотечек при опорных пунктах с передвижными отделениями.
ж) Создание в городах лекторских бюро, члены кото­рых могут «...»аться * на местах. К этому надо доба­вить еще необходимость время от времени устраивать уездные и губернские съезды организаторов дела пере­подготовки и установление теснейшей их связи с мето­дическими комиссиями на местах, а этих последних — с методическим советом губоно.
Означенные формы работы осуществимы во всех ус­ловиях, и представляется необходимым разработать правильный хронологический план их проведения. В общих чертах этот хронологический план представляется в следующем виде:
а) Губернские курсы организаторов с 1-го июня по 20-е июля.
б) Уездные курсы, где таковые могут быть проведе­ны: с 5 августа по 15-е сентября на эти курсы могут быть приглашены из уезда самые сильные учителя, могущие стать организаторами в волостях, числом не свыше 2-х от волости в среднем.
в) Районные курсы (2-недельные) организуются си­лами тех работников, которые работали на губкурсах; время для их проведения повсеместно по губернии до­лжно быть установлено от 5-го августа по 5-е сентября, включая, таким образом, два 2-недельных курсовых пе­риода.
219
а Неразборчиво.
Пропускная способность таких курсов может быть установлена не свыше 40 человек. (Таким образом всего пройдут через губернские курсы 100 чел. и через рай­онные 400 чел. Всего 500 чел., что составит 58% всего состава школьных работников в губернии).
Основной задачей всяких курсов повсеместно долж­на являться задача подтягивания учителей к производ­ству и подтягивание их к партии, по этому плану рабо­та курсов долж[на] строиться так, чтобы производственный цикл лежал в основе занятий, и на нем уже строился цикл педагогический.
Существенную часть производственного цикла должно составлять обследование того или иного конкретного производства и хозяйства, на фоне общего обзора хозяй­ства края и местности.
Главной осью педагогического цикла должно являть­ся изучение новых программ ГУСа 1М, разработка отдель­ных комплексных тем, исследование вопроса о возмож­ности применения их в школе, где неполный состав учителей, и разработка конкретного плана занятий по переподготовке в дальней местности.
В дальнейшем проведение переподготовки мыслится в следующем порядке: а) общеуездные конференции уездных организаторов по переподготовке с представи­тельством по 1 чел. от волости для разработки самих программ и подбора литературы для работы волостных совещаний в период времени между первым и 15-м ок­тября; б) районные конференции один раз в триместр для разработки планов школьной работы, заслушивания до­кладов по заданиям и отчетов о проделанной работе в отдельных школах; в) волостные конференции ежемесячно; г) [ин]структирование работников, где к этому есть дей­ствительные возможности по строго разработанным планам и с непременным условием учета их работы уездными мет[одическими] комиссиями; д) организация опорпунк-тов по правильному территориальному принципу и снаб­жение их библиотеками; е) общеуездные съезды учите­лей в конце учебного года, перед летней школой с
220
общеуездной отчетной выставкой; ж) губернская педа­гогическая выставка.
Командирование работников просвещения в опорпункты и опытные школы на время не менее недели и в опреде­ленном плановом порядке (в случае возможности).
Ответственными организациями за дело развития и упорядочения образовательной работы работников] про­свещения должны являться мет[одические] уездные ко­миссии. Эти комиссии планируют работу, учитывают ее и руководят ею, и по всем вопросам связываются с губ[ернским] мет[одическим] советом (учет самообразо­вательной работы ведется по формам, данным от губо­но).
Означенный план по переподготовке должен быть внесен в производственный план уоно, и на выполнение его вносится в смету необходимая сумма...6
[Протокол подписали]
Председатель Удалов
Секретарь Покровский
ГАНО, ф.1053, оп.1, д.710, л.183—185. Машинопис­ный подлинник. Автограф подписи председате­ля отсутствует. Подпись секретаря — автог­раф.
ОБРАЩЕНИЕ ОРГБЮРО НОВОНИКОЛАЕВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ИНЖЕНЕРОВ К УЧРЕЖДЕНИЯМ И ПРЕДПРИЯТИЯМ ГОРОДА В СВЯЗИ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВАИ В НОВОНИКОЛАЕВСКЕ
Май 1924 г.
В ближайшее время по инициативе группы инжене­ров в Новониколаевске открывается местное отделение Всероссийской ассоциации инженеров (ВАИ) 109.
ВАИ является объединением инженерно-технических работников всех специальностей, преследующим исклю-
6 Опущены ответы на вопросы и прения по докладу т.Никулина.
221
чительно научно-технические интересы в целях разви­тия производительных сил страны. В этом отношении задачи ВАИ, как научно-технического общества, строго ограничены от инженерно-технических секций профсо­юзов, объединенных в инженерном центре при ВЦСПС и преследующих преимущественно профессиональные нужды инженерно-технических работников.
Таким образом, существование ВАИ является согла­сованным с общей системой профессионального строи­тельства, и Устав ВАИ, как научно-технического, а не профессионального органа получил утверждение Нарком-внудела 6 сентября 1923 года.
На основе этого Устава в настоящее время уже фун­кционирует Центральный Президиум и ряд местных и областных отделений ВАИ, в частности в Томске име­ется областное отделение по Западной Сибири.
В Новониколаевске с его значительным кадром инже­неров и техников в учреждениях и предприятиях до сего времени отсутствовало их объединение на научно-тех­нической почве. Восполнить этот пробел и предполага­ется открытием местного отделения ВАИ.
В задачи открываемого отделения в первую очередь входит: 1) путем коллективной выписки технической литературы, русской и иностранной, содействовать оз­накомлению широких кругов инженеров с успехами тех­ники в целях изжить возможно скорее нашу отсталость,-явившуюся результатом продолжительной оторваннос­ти, 2) применением новых начал в производствах содей­ствовать развитию сибирской промышленности и стро­ительства, 3) путем организации секций специалистов и бюро экспертизы отвечать на запросы местных учреж­дений и принимать участие в разработке технических вопросов в связи с научно-плановой организацией тех или иных сторон и видов промышленности и строительства, .4) путем устройства лекций, выставок, курсов способство­вать распространению технических знаний в массах. По мере развития своей деятельности, местное отделение ВАИ сможет заняться разрешением и некоторых иных задач, предусмотренных Уставом ВАИ.
222
Имея ввиду интересы сибирской промышленности, нуждам которой ВАИ призвано служить, а также наме­чаемую культурную работу по распространению техни­ческих знаний в мдссах, Организационное бюро ВАИ выражает надежду, что местные учреждения и предпри­ятия не откажут в моральной и материальной поддерж­ке открываемому отделению ВАИ. Организационное бюро.
ГАНО, ф.534, оп.1, д.1, л.20. Типографский экз. В левом верхнем углу — рукописная помета: «V/24 г.». Внизу справа — цифры «926».
ИНФОРМАЦИЯ НОВОНИКОЛАЕВСКОГО ГУБОТДЕЛА ОГПУ ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПП ОГПУ ПО СИБИРИ Б.А.БАКУ О РУКОВОДИТЕЛЕ КАРСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ КАПИТАНЕ А.Э.РОЗЕНТАЛЕ 110
6 июня 1924 г. СЕКРЕТНО
СВОДКА
Капитан 2-го ранга Розенталь находился на службе в Морском министерстве у Колчака в гор.Омске в пери­од [19]18 и [19]19 годов, занимал должность в Транспор­тном отделе Морского министерства и артиллерийской части. Человек мягкого характера, энергичный, крайне гуманный. Отношение к власти Колчака как диктатора Сибири пассивное. После эвакуации [из] гор. Омска в [19] 19 году в первых числах ноября м[есяц]а сопровождал эва­куированный артиллерийско-минный груз до гор. Крас­ноярска. В дальнейшем перешел на службу в Красную Армию в момент занятия гор. Красноярска 5-й армией. Нач[альник] Информационного] о[тдела] Жабрев 111
Пом[ощник] уполномоченного] ИНФО Жуков
ГАНО, ф.1, оп.2, д.152, л.15. Машинописный под­линник. Есть подписи-автографы. Датируется по сопроводительной, в которой между прочим
223
сообщалось, что в экспедицию введен опытный осведомитель.(Там же, л.14).
ЗАЯВЛЕНИЕ П.И.МАКУШИНА В СИБРЕВКОМ С ПРОСЬБОЙ ПЕРЕДАТЬ РЯД ДОМОВ В г.ТОМСКЕ ДЛЯ НУЖД КУЛЬТУРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 112
10 июля 1924 г. В СИБИРСКИЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ КОМИТЕТ.
Гражданина Петра Ивановича Макушина ЗАЯВЛЕНИЕ Следуя указаниям своего разума и влечения сердца, я в течение 58 лет, со студенческой скамьи до 80-летне­го возраста, посвятил свою жизнь делу распространения образования в Сибири; чтобы не быть голословным, укажу на факты. На протяжении этих лет в начале моей дея­тельности в Сибири на полудиком Алтае (в с.Улала) в 1886 г. устроено было Центральное инородческое училище; при переезде на жительство в Томск, заведывая а здесь по избранию городской думы начальными училищами в течение 15-ти лет, число их с 3-х я довел до 20-[ти], чем девиз «ни одного неграмотного» в Томске был близок к осуществлению; устроил публичную библиотеку в 40 ООО томов, педагогический музей, музей прикладных знаний; мною открыта народная бесплатная библиотека (по вре­мени открытия в 1884 г. — первая в России); библиоте­ка обеспечена обширным, специально для нее выстроенным каменным зданием, в здании библиотеки оборудована была сцена для народного театра, учреждены регулярные воскресные чтения для народа, вечерние общеобразова­тельные курсы, классы рисования; периодически устра­ивались публичные научные лекции и литературные вечера, образовано 0[бщест]во попечения о начальном образовании, своей ярко плодотворной деятельностью вызвавшее учреждение таковых обществ почти во всех городах Сибири; с 1901 —1919 г. в пределах Томской и Алтайской губерний открыто 600 сельских бесплатных
а Так в тексте (правописание того времени).
224
библиотек, на что пожертвовано мною собственных средств 40 т.р.; организовано 0[бщест]во содействия устройству разумных развлечений в селах и деревнях Томской гу­бернии; для учителей сельских школ периодически уч­реждались «летние регентские курсы» и «курсы ручно­го труда»; через основанный в 1873 г. книжный магазин в Томске —первый в Сибири — и через Иркутский (с 1893 г.) распространены на протяжении 47 лет мил­лионы книг по Сибири; для приближения книги к наро­ду в 1898 г. в пределах Томской губернии были устрое­ны мною при волостных и многолюдных селениях при сельских управах, отчасти и при школах, 125 книжных шкапов; на издание и премирование книг о Сибири для народа внесено в Институт исследования Сибири 5 т.р.; издавались и редактировались мною газеты: «Сибирская газета», запрещенная за «вредное направление», и «Си­бирская жизнь», существовавшая 25 лет, самая распрос­траненная из сибирских газет, тираж доходил до 15 т[ыс]. экземпляров. Первые 12 лет я был издателем-редакто­ром «Сибирской жизни».
В конец и венец своей просветительной деятельнос­ти я поставил: 1) выстроить в Томске «Дом науки» и учредить «Народный Университет», в задачи которого входило бы распространение высшего образования и привлечение симпатий народа к науке и знанию, 2) вы­строить «Дом искусств», для помещения в нем народной консерватории, классов живописи и ваяния и театраль­ной студии, задача которой была — создать кадр дея­телей для организации в Сибири народных театров, 3) выстроить здание для помещения в нем Областного Си­бирского музея и 4) выстроить уютный дом для инвали­дов и престарелых литераторов и ученых из сибиряков.
Осуществляя поставленную задачу, мне в период 1912—1915 гг. удалось выстроить прекрасное трехэтажное здание «Дом науки» в 30 комнат с затратою на построй­ку 150 т.р.; в тот же период времени, несмотря на все препятствия со стороны попечителя учебного округа Лаврентьева и министра Кассо, с громадным трудом, после
225
троекратных поездок из Томска в Петроград, удалось осуществить зародившуюся в моей душе еще в 1902 г. мечту —- учредить в Томске «Народный Университет». В распоряжение университета поступил «Дом науки»; существование университета было обеспечено мною ка­питалом в 100 ООО рублей и переданным в его собствен­ность недвижимым имуществом по Монастырской ул. № 25, ценностью в 200 000 рублей, состоящим из каменно­го трехэтажного дома и двух двухэтажных деревянных домов.
В 1919 г. мною было приступлено к осуществлению мысли о «Доме искусств». На заготовку строительных материалов мною внесено было в Сибирский Общественный Банк 30 т.р. в счет ассигнованных на эту постройку 150 т.р. В том же году мною положено было основание капи­тала «Сибирский литературный фонд» для помощи нуж­дающимся литераторам и ученым взносом 25 т.р.
Государственный переворот в Сибири, совершившийся в конце 1919 года, пресек выполнение этих проектов в самом начале... 6
Мечтая выстроить вышеозначенные здания сообраз­но их задачам, я предполагал обеспечить в дальнейшем учреждения, в них помещающиеся, как обеспечил На­родный Университет, передачей в их собственность своих недвижимых имуществ. «Дому искусств» предполагалось передать каменный трехэтажный дом по ул. Равенства № 3 в шесть прекрасных квартир, каждая в 6 комнат, с водопроводом, водяным отоплением, с площадью пола в каждом этаже более 100 кв. сажен. Ценность этого иму­щества в довоенное время определялась в 250 т.р.
В обеспечение «Сибирского Областного Музея» мною был предназначен каменный трехэтажный дом на углу Благовещенского пер[еулка] и улицы Равенства под № 6/1, где помещались: мои магазины — книжный, канце­лярский и музыкальный, публичная библиотека, скла­ды товаров, типография и переплетная (площадь более
6 Так X—) в тексте документа.
226
500 кв. саж[ен]). Здание с паровым отоплением. Ценность его в довоенное время определялось в 300 т.р.
В обеспечение «Дома литераторов» и на содержание его мною предназначено было мое недвижимое имущес­тво, находящееся по Протопоповскому пер[еулку] под № 6 и состоящее из четырех деревянных двухэтажных домов, из которых в одном помещается гостиница с 10 номерами, а в остальных трех имеется 8 отдельных квар­тир. Ценность этого имущества по ценам довоенного вре­мени около 100 т.р.
При государственном перевороте, причисленный к буржуям, я лишился капитала, который давал мне воз­можность осуществить свои предположения, и недвижи­мого имущества, предназначенного для обеспечения про­ектированных учреждений.
Не избалованный, привыкший к скромной жизни, я примирился со всеми лишениями, но никак не могу при­мириться с мыслью о том, что мои мечты после «Дома науки» и «Народного Университета» учредить в Сибири еще «Дом искусств», Областной музей и приют для ин­валидов ученых и престарелых литераторов, останутся в области неосуществленных проектов.
Сибирь — страна будущего, богатая духовными си­лами. Невольно вспоминаются славные имена ученых и литераторов Д.И.Менделеева, Ядринцева, Потанина, Словцова, Шишкова, Щапова, Елисеева, Наумова, Кущев-ского, художников Сурикова, Гуркина. Эта богатая ду­ховными силами отдаленная от центра окраина великой Российской Республики должна иметь на местах питом­ники для выращивания и проявления духовных дарова­ний своих сыновей и дочерей. Проектируемый мною «Дом искусств» после созданного мною «Дома наук[и]» — на­учной школы, имел быть на этом пути художественной школой первой ступени, которая со временем сделалась бы школой второй ступени, а потом и высшей.
После четырехлетних мучительных исканий выхода из создавшегося положения, я остановился на следую­щем:
227
Твердо веря, что Сибревком в своих заботах о куль­турном развитии Сибири разделит мою мысль о жела­тельности [и] полезности учреждения в Сибири «Дома искусств», Областного музея и приюта для работников печати, я обращаюсь к нему с покорнейшей просьбой: дома, предназначавшиеся мною для обеспечения проектируе­мых учреждений, превратить в помещения (квартиры) для тех учреждений, передав их в пользование и рас­поряжение учреждениям, преследующим и осуществля­ющим намеченные мною культурные задачи.
Я прошу Сибревком: дом по ул.Равенства под № 3 передать существующим в Томске более 30 лет , но до сего времени не имеющим своего помещения, музыкальным классам — будущей народной консерватории; в одном из этажей этого дома могли бы поместиться проектируемые классы живописи и ваяния и театральная студия. (Классы живописи и театральная студия, бывшие в Томске, пре­кратили свое существование за отсутствием помещения); дом на углу Благовещенского переулка и ул.Равенства под № 6/1 передать «Сибирскому краевому музею», крайне тесно помещающемуся в настоящее время в бывшем архиерейском доме; из 4-х домов, находящихся по Про­топоповскому пер[еулку] под № 6, на первый раз хотя бы один назначить под бесплатные квартиры для инва­лидов и престарелых литераторов и ученых из сибиря­ков, если явятся нуждающиеся. Впредь до выявления таковых дом этот предоставить народным учителям, выслужившим срок и имеющим право на социальное обеспечение.
В настоящее время дом по ул. Равенства № 3 занят канцелярией военкомата, дом под № 6/1, три года сто­явший необитаем[ым], исключая небольш[ую] част[ь], занят[ую] частной квартирой, занят теперь губсо[ветом] под магазин; дома по Протопоповскому пер[еулку] обра­щены в частные квартиры.
Если по каким-либо соображениям отчуждение кото­рого-нибудь из вышеозначенных домов будет признано в настоящее время невозможным, то я прошу Сибрев­
228
ком своим постановлением забронировать его за учреж­дением, для которого тот дом предназначен, и сделать передачу его по назначению, обязательному при первой возможности.
Сознаю, что вышеуказанные дома окажутся не впол­не приспособленными [к] даваемым им назначениям, но с этим, наверное, примирятся проектируемые учрежде­ния, как с временным явлением. Вышеозначенные иму­щества, когда строительство в г.Томске войдет в нормаль­ные условия, как благоустроенные и находящиеся в центре города, могут быть проданы за очень высокую цену и на вырученные от продажи деньги можно будет выстроить вполне приспособленные здания. Под «Дом искусств» в 1919 г. было уже и место отведено на обширном участ­ке, где выстроен «Дом науки». Там же может быть вы­строен Областной музей.
В объяснение и извинение моей настоящей просьбы, как бы посягающей на право коммунального отдела г.Томска распоряжаться по своему усмотрению муници­пализированными имуществами, прошу принять во вни­мание:
1. Имущества эти — реализация моих многолетних трудов и ограничения расходов на свое содержание — предназначены мною с самого их основания на дело на­родного образования в Сибири.
2. Полезность проектируемых мною учреждений и нужду в них никто из желающих блага Сибири отрицать не может.
3. Учреждение в Томске «Дома науки», Народного университета, «Дома искусств», Областного музея и при­юта для литераторов — мои заветные мечты, которыми я жил, которые давали мне энергию и силы вести ту трудную работу, которая дала средства осуществить эти мечты.
4. В своей настоящей просьбе я не преследую своих личных выгод, я хлопочу о благе народа, что старался делать, по мере моих сил и разумения, на протяжении всей моей долго затянувшейся жизни..."
в Так (...) в тексте документа.
229

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.